Старомеловатское сельское поселение Петропавловского муниципального района Воронежской области
с.Старая Меловая Петропавловского района Воронежской области

Для гостей и туристов

Разместите информацию для гостей и туристов.

СЕЛО СТАРАЯ МЕЛОВАЯ.

 Старая Меловая – село Петропавловского района Воронежской области расположено у меловых склонов по правому берегу реки Толучеевка.

Основано в 1716 году украинскими казаками в связи с возведением военной крепости под названием Меловатская.

ХРОНОЛОГИЯ

1760 год – административно-военный центр Меловатского комиссарства Острогожского уезда Слободско-Украинской губернии

1799 год - слобода включена в состав Богучарского уезда, центр волости

1802 год – окончательно вошла в состав Воронежской губернии ХIХ век – крупная земледельческая , скотоводческая, торговая единица уезда

Весна 1918 года – установлена Советская власть 20-30 годы ХХ века – поочередное вхождение в Богучарский, Калачеевский, Петропавловский районы(уезда)

1927-1932 годы – активный ход сельскохозяйственной коллективизации

1935 год – образован Старомеловатский сельский Совет, в который вошли село Старая Меловая и хутор Индычий

1941-1945 годы – Старая Меловая участвует в Великой Отечественной войне, ушло 1345 человек, вернулось с фронтов войны – 569 человек

1945-1950 годы – послевоенное восстановление

1960-1980 годы – бурный расцвет села

1991 год – начало новых общественных отношений и форм хозяйствования

Старомеловатское сельское поселение ХХI века:

в состав входит 2 населенных пункта : село Старая Меловая и хутор Индычий, по предварительным итогам переписи 2020 года наличного населения 2119 человек Структура сельского поселения:

- Администрация Старомеловатского сельского поселения

- МКОУ Старомеловатская СОШ с группой дошкольного образования

- МКОУ  Куйбышевская ООШ с группой дошкольного образования

-  2 Дома культуры

-2 библиотеки

- Старомеловатская участковая больница

- Поликлиника

- Отделение «Скорой помощи»

 - Куйбышевский ФАП

- 2 почтовых отделения

- Отделение сбербанка -

Отдельный пост пожарной части 50 -

Швейный цех ИП Дроздовой О.В. - 10 магазинов - павильон

- 1 аптека 

- 1 ветаптека

- Ветеринарный участок

- 8 ИП ГЛАВ К(Ф)Х

- Сельскохозяйственные предприятия : СХА «Сокол», ООО «Факел», ООО «Заря», ООО «Русагро»

- 24 индивидуальных предпринимателя

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Старая Меловая (первоначальное название – Мелова(я), Старомеловая), село Петропавловского района. Расположено у меловых холмов на реке Толучеевка. Основано в 1716 году украинскими казаками. К 1760 году становится административно-военным центром Меловатского комиссарства Острогожского уезда. С 1779 года вошло в состав Богучарского уезда.

 Прибытие служилых людей в наши места - украинских казаков - осуществлялось партиями по 100 человек, и места расселения этих групп в поселении стали называться сотнями: I-я - территория бывшего колхоза «Первое Мая», 2-я - территория бывшего колхоза «Дружба», 3-я - село Пески.

 Соответственно такому делению в каждой сотне была возведена своя церковь. Современная территория 3-х сотен и составила в будущем одну слободу - Старая Меловая, куда до XX века входило и нынешнее село Пески.

 По копиям документов за 1732 год известно, что в крепости Мелова (я) (в последствии Старой Меловой) зафиксирован первый церковный двор, что свидетельствует о существовании у нас храма уже в начале 30-х годов XVIII века. Затем в населенном пункте начинают возводиться церкви из кирпича. Сооружение храмов осуществлялось по образцу византийского крестово-купольного храма. Так и оказалось, что в одном населенном пункте были возведены три православных церкви: Богородицкая (колхоз «Дружба») построена в 1783 году, Архангельская (колхоз «Первое Мая) - в 1799 году, Воскресенская (современное с. Пески) - в 1859 году. До конца XIX века все три храма назывались Старомеловатскими. К началу XX века Старомеловатскими названы уже две церкви. Воскресенская теперь считается Песковской, т.к. сами Пески стали к этому временем самостоятельной территориальной единицей - хутором.

 Служили наши храмы до 30-х годов XX века. В 1882 году открыт земский фельдшерский пункт. В 1900 году в селе Старая Меловая имелись 2 общественных здания, земская школа, 2 церковно-приходские школы, кожевенный завод, шерстобитный завод, 3 птицеубойных заведения, 3 мануфактурных магазина, 5 мелочных лавок, 2 винные лавки, оптовый склад, трактир.

 В 1930 году организованы сельскохозяйственная артель «Первое мая», в 1931 году - «Коминтерн».

 Интересные факты Сохранились интересные материалы о том, как в 1773 году в Меловой внедряли картофель, или, как его тогда называли, «земляное яблоко». Население, не умевшее возделывать эту культуру, а также в силу разных предрассудков не смогло провести как следует посадку и не добилось нужного результата. В Острогожск было послано донесение о том, что земляные яблоки «по посажении на полях и в огородах либо от бывшей вешней стужи или по нынешнему сухменному лету от великих жаров без остатку з семенами пропали». Далее в донесении была просьба: «Не поведено ли будет их (посадки картофеля) вовсе отменить». Но из Острогожска снова был прислан картофель со строжайшим предписанием, чтобы за посадками «прилежное иметь смотрение».

 Вот с каким трудом внедрялась одна из ценнейших продовольственных культур в Меловой и в соседних сёлах. В настоящее время в Старомеловатском поселении – два населённых пункта - село Старая Меловая и хутор Индычий.

 В Старой Меловой на берегу реки Толучеевка благоустроенная зона отдыха «Остров». Название этого места на устах местных жителей уже было давно, так как в этом месте река разделяется на два рукава, с одной стороны течёт тихий ручей, а с другой стороны бурлящий поток, с выступающими порогами глинистого дна. Именно это привлекает местных жителей и гостей нашего села.

 В семи километрах от Старой Меловой можно побывать на территории исчезнувшего хутора Турецкий. Это излюбленное место жителей села и гостей. В глубоком овраге до сих пор таится родник с кристально чистой студеной водой. Здесь же можно увидеть памятный крест и камень. В нескольких метрах, ниже от этого места находится старое кладбище с ухоженными могилками и общим крестом с фамилиями и именами захороненных предков.

Объекты культурного наследия.

На государственной охране на территории поселения стоит 7 объектов, поставленные на охрану постановлением администрации Воронежской области от 18.04.94 г. № 510 «О мерах по сохранению историко-культурного наследия Воронежской области». Список объектов культурного наследия приведен в таблице .

 Кроме того, в 1994-2007 гг. на территории поселения было выявлено 4 объекта археологии. Согласно действующему законодательству «Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения». А все «выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране» наравне с объектами культурного наследия.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) поселения

 Песковское поселение 5,. эпоха бронзы Р № 510 на границе района, на правом берегу р.Тулучеевки

Старомеловатское поселение 1 эпоха бронзы Р № 510 юго-восточная окраина с. Старая Меловая, на правом берегу р.Тулучеевки

Старомеловатское поселение 2 эпоха бронзы Р № 510 х.Индычий, на правом берегу р.Тулучеевки

 Курганный могильник у с. Мандровка эпоха бронзы Выявл. К югу от б.с. Мандровка

Курган 1 у с. Старомеловая, эпоха бронзы Выявл. на южном мысу Высокого яра, в границах села Старая Меловая (северо-западная окраина)

Мандровка.. Курган. К северу от бывшего с. Мандровка

Старая Меловая. Могильник курганный 1,  на северном мысу оврага Гранатовый яр

Церковь Собора Божией Матери 1783 г 1890 г. Р № 510 с. Старая Меловая

Братская могила № 239 1942 год Р № 510 с. Старая Меловая

Церковно-приходская школа 1901 год Р № 510 с. Старая Меловая

Церковь Архистратига Михаила 1799 г., 1874 г., 1909 г. Р № 510 с. Старая Меловая

Для защиты южных рубежей Московского государства в наших краях в начале 18 века была возведена крепость Мелова. Охраняя наши земли, прибывшие сюда служилые люди, не забывали о о духовной стороне своей жизни. Именнос их появлением в наших местах начинается возведение православных храмов. По рассказам старожилов первой у нас была небольшая церквушка еще при крепости, построенная из дерева, ведь Русь долгие годы была страной деревянной, т.е строения возводились, прежде всего, из дерева. Особенности сооружения деревянных церквей описаны местным краеведом К.М.Ещенко. «На Муромской дорожке». Ким Михайлович пишет, что строились они из дуба, ясеня, без единого гвоздя, стены не имели не только щелей, ни и их признаков. По копиям документов за 1732 год. Полученных из Российского государственного архива древних актов, стало известно, что в слободе Меловатка ( в последствии Старой Меловой ) , зафиксирован один церковный двор, что свидетельствует о существовании храма уже в начале 30-х ходов 18 века.

 По рассказам старожилов он располагался в центре современного села, в районе Братской могилы. Затем в населенном пункте начинают возводиться церкви из кирпича и камня. Так в границах бывшей крепости появились в 1783 году – Богородицкий, в 1799 году – Архангельский, в 1859 году – Воскресенский храм. Их сооружение осуществлялось традиционно, по образцу византийского крестово- купольного храма: квадрат, составляющий основу и расчлененный четырьмя столбами, и прямоугольные пристройки, образующие крест и примыкающие к подкупольному пространству. Прибытие служилых людей в наши места осуществлялось партиями по 100 человек, и места расселения этих групп в поселении стали называться сотнями. Так у нас появилась территория из 3-х сотен. Соответственно такому делению в каждой сотне была своя церковь. Современная территория 3-х сотен и составила в 18 веке одну слободу Старая Меловая, куда до 20 века входило и нынешнее село Пески. Так и оказалось , что в одном населенном пункте – три православных храма. Процесс строительства храмов отражен в документах.

 Один из самых ранних конца 18 века получен из Госинспекции охраны историко- культурного наследия и Воронежского областного архива, повествует, что «внутри бывшей крепости есть каменная церковь Пресвятой Богородицы. С приделом святыя великомученицы Варвары, который в 1868 году был обновлен после перестройки. ( В этом документе указывается еще одна церковь, расположенная в Старой Меловой – Архангельская). В 1806 году священниками при Богородицкой церкви были Дорошевский, 28-ми, Тушканов и Никитин , 79-ти лет от роду.

 Документы начал 19 века также говорят о том, что в нашем селении было две церкви и одна часовня. Момент возведения третьей церкви – Воскресенской (ныне село Пески)- фиксируют данные 1865 года. К 1884 году относятся записи о том, что церковь М.Архангела с приделами Казанской Божьей Матери (правый) и Трех святителей (левый) , каменная , построена в 1799 году и перестроена в 1874 году. Земли пахотной 198 десятин, причт один. При ней первыми священниками были Николай Иванович Орлов (окончил курсы в Воронежской семинарии), во священники посвящен в 1806 году, награжден набедренником, с 1798 года по 1806 год благочинным был Василий Григорьевич Белозеров (окончил курсы Воронежской семинарии) посвящен тем же Преосвященным, 20 октября 1795 года. Здесь же находим данные о церкви в третьей сотне (Воскресенская), с приделом происхождения Древа Честнаго Креста и Введение Божьей Матери, каменная, построена в 1859 году. Земли – 33 десятины, один притч. Таким образом, изучив описания православных святынь, можно сказать, что в целом все три церкви похожи друг на друга по плану и композиции. Ядро представляет собой так называемый «восьмерик на четверике», композиция, которая была распространена в период барокко 18 века, эклетики второй половины 19 века, такие большие и развитые планы, как у этих церквей могут относиться только ко второй половине 19 века. Это лишний раз показывает, что Богородицкая и Архангельская церкви позже перестраивались, благо, что для этого было много местного материала: глина, песок, мел, известь, камень.

 До сих пор неизвестен точный состав строительного раствора. При рассмотрении декоративных деталей церквей обнаруживается характерное для архитектуры второй половины 19 века использование исторических форм прошлого. Интересно, что заимствование форм во всех трех храмах относится к разным историческим периодам. В декоре Богородицкой церкви присутствуют мотивы древнерусской архитектуры в завершении наличников. В Архангельской церкви использованы формы барокко, в которых храм был построен первоначально. Усложненное завершение наличника и широкие полосы узкого руста – на углах объемов. Воскресенская церковь ближе всего к архитектуре классицизма по лаконизму декоративных деталей. Все три храма огораживали 2-х метровые ограды¸ вначале из камня, а потом кирпича. Сверху их покрывала жесть . Рядом с храмами размещалось подсобное помещение, так называемая караулка. Здесь находился сторож храма, лавка, где продавали христианскую литературу, атрибуты.

 События 1917 года изменили отношение государства к церкви. Новая власть провела конфискацию и национализацию имущества храмов. Эта кампания не прошла мимо церквей Старой Меловой. С куполов были сорваны позолоченные кресты, переливавшие ранее в солнечных бликах. Колокола поменьше сняли без особого труда, а 106 пудовый, звон которого был слышен даже в Ковыльном яру (25 км от села), доставил немало хлопот. В кузнице взяли молот и били им по колоколу до тех пор, пока он не раскололся на куски. При снятии последнего колокола упал и погиб один из участников этой вакханалии Ткачев И.К. Затем кресты, колокола, их осколки, фрагменты алтаря, иконостаса, оставшиеся запасы вывезли на 3-х 5-ти тонных машинах в Богучар. То, что осталось не разрушенным и не вывезенным , было растащено любителями поживиться за чужой счет. Приглянулись даже чугунная, кирпичная, каменная ограды церковного двора. Колокол поменьше уже при колхозном строе еще долго использовался для оповещения односельчан на случай пожара, стихийного бедствия или просто для сбора людей на сходы.

 Первые годы каждая семья слободы несла здесь обязательное дежурство. На эту колокольню поднимались по кирпичным , шириной в полтора метра , ступенькам, придерживаясь за деревянные перила. Оба храма после их закрытия в 30-е годы 20 века советской властью до самого последнего времени так и оставались ненужными, незамеченными, обездоленными. Все следующие после их закрытия годы в них располагались складские помещения. Все это время так никому не пришла в голову идея восстановления, реставрации. Заброшенные , неухоженные, они служили нам прямым укором и ничего, кроме осуждения нашего равнодушия и бездействия, не вызывали. А ведь эти храмы являются еще и самыми древними постройками села, памятниками архитектуры 18-19 веков

 Самая первая, построенная в 1783 году во второй сотне Богородицкая церковь, расположены в центре села. Документы свидетельствуют, что при ней 198 десяти земли, 626 дворов в приходе, 2214 душ мужского пола, 2140 душ женского пола 91898 г. Причт (1899 г.): священник Чубинский Симеон Михайлович, священник Абрамов Иоанн павлович, диакон Ковалевский Андрей Сергеевич, псаломщики Иванов Тихон Николаевич, Слюсарев Александр, Верижский Николай Петрович. Престолы: Собора Пресвятой Богородицы, Варвары, Сорока мучеников Севастийских. Здание церкви Собора Пресвятой Богородицы имеет прямоугольный план с выступающими на север и юг приделами и на восток трехгранной апсидой. Четверик храма увенчан восьмигранным световым барабаном с восьмигранным куполом и главкой. Приделы храма, трапезная, аспида и первый ярус колокольни равновысокие, южный и северный апсиды пониженные. Колокольня встроена в поперечный неф трапезной. Северный и южный фасады завершены щипцами и усложнены килевидными аттиками- киотами. Западный фасад завершен полуфронтоном. Углы всех объемов здания обработаны лопатками. По углу южного и севе5рного фасадов приделов – спаренные лопатки. На западном фасаде лопатки и фигурные накладки расположены между окон и выделяют четверик колокольни. По фасадам трапезной и колокольни проходит подоконная тяга. Все оконные проемы церкви – полуциркульные с рамочными наличниками и килевидными завершениями. Дверные проемы – полуциркульные со слабо выступающими из плоскости стены килевидными порталами. Над оконными приделами – круглые ниши. Плоскости западного фасада между лопатками имеют кирпичный бордюр. В декоре фасада церкви присутствуют мотивы городков 9 восьмигранный барабан главки), ширинок ( подкарнизный пояс светового барабана храма). Здание церкви кирпичное , раньше было оштукатурено. Внутренняя планировка имеет характер базиликального типа, образована тремя нефами. Храмовой части, перекрытой сомкнутым восьмигранным сводом, соответсвует центральный неф с цилиндрическим сводом. Приделам с цилиндрическими сводами соответствуют боковые, более узкие нефы, разделенные на ячейки с крестовыми сводами. Алтарная часть перекрыта граненным полусомкнутым, переходящим в цилиндрический, сводом. Старожилы нашего села Новохатская М.Ф., Новоковская Н.Г., Калюжная П.М., Колосова Т.Ф. и другие помнили то время, когда Богородицкая церковь еще служила. Они отмечали внутренний вид храма: алтарь, иконостас в золотом убранстве, изображение ангелов, три большие, свисавшие вниз , паникадилы, яркие свечи у икон. Богородицкая церковь – культовое здание, выполненное в нормах эклектики. Градостроительной структуре села занимает одно из доминирующих положений. У церкви на сегодняшний день утрачены верхние ярусы колокольни, завершение главки храмовой части , в колокольне растесан дверной проем и установлены ворота. В период гонений храм был закрыт. Богослужения были возобновлены в 2015 году, на данный момент в храме ведутся восстановительные работы.

 Вторым в слободе возведен в 1799 году Архангельский храм на территории первой сотни. Церковь Михаила Архангела расположена в южной части села. Здание имеет крестообразную объемно-планировочную структуру двумя пониженными на север и на юг притворами. Четверик храма завершен сферическим куполом и главкой, состоящей из высокого светового барабана и шлемовидного граненого купола. Колокольня пристроена к трапезной. Южный и северный фасад приделов храма и притворов колокольни завершены треугольными фронтами. Углы всех фасадов обработаны рустованными лопатками. На южном и северном фасадах приделов храма лопатками выделена центральная часть. Раскрепованная тяга соответствующая антаблементу, описывает всю церковь. Все проемы (кроме проемов светового барабана – полуциркульные. В приделах храма , трапезной и апсиде окна имеют наличники с пилястрами и полукруглыми фронтонами. В притворах колокольни и приделах алтаря наличники рамочные,, верхней части криволинейные, переходящие в прямые сандрики. Наличники проемов светового барабана криволинейных барочных очертаний с криволинейными фартуками, фронтоны приделов имеют ниши для окон. Здание церкви кирпичное, штукатуренное Внутренняя планировка так же базиликального типа. Храмовой части перекрытой сомкнутым восьмигранным сводом соответствует центральный неф с двумя ячейками, перекрытыми вспарушенными сводами. Приделом храма с этими сводами соответствуют боковые нефы с цилиндрическими сводами. Алтарная часть состоит из собственно алтаря с граненой конхой и двух приделов. Притворы колокольни перекрыты цилиндрическими сводами, а подколокольное пространство – вспарушенным сводом. На стенах сохранились остатки росписи, на некоторых окна – кованные решетки. Архангельсккая церковь – культовая постройка конца 18 века, стиля барокко. В 1874 году она была перестроена, получила новое декоративное оформление. Храм сохранил черты, характерные для церковных построек того периода в Воронежском крае. В структуре села здание занимает доминирующее положение. КУ настоящему времени у Архангельской церкви утрачены верхние ярусы колокольни, главка над барабаном храмовой части. Нет покрытия восьмирика храма, к центральной аспиде приделана одноэтажная пристройка. Из исторических документов 1884 года узнаем о нахождении в слободе Старая Меловая , предела (правый) при Архангельской церкви в честь празднества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Присно-Девы Марии ради чудотворной её иконы, нарицаемой Казанской. При храме имелось 198/ десятин земли, 366 дворов в приходе, 1660 душ мужского пола, 1555 душ женского пола (1898 г.) Притч (1899 г.): священниками в этом храме служили Воскобойников Иоанн Тимофеевич, Зеленев Василий Ил., Лисицын, Рукин. Известны имена служителей храма: диакон Арсеньев Дмитрий Васильевич псаломщик – диакон Родионов Василий Петрович, Ракитин Григорий Сумеонович. В 1874,1909 годах осуществлены дополнительные пристройки. Престолы: Михаила Архангела, Трех Святителей, Казанской иконы Божией Матери. Не передан епархии.

Из современных значимыми объектами местного уровня считаются:

 1. Братская могила. Братская могила № 239 – один из самых ранних памятников села Старая Меловая . Она появилась в 1919 году на месте расстрела и первых захоронений земляков-борцов за Советскую власть. Вначале была сделана из дерева, а территорию обрамлял каменный пояс. Во время Великой Отечественной войны здесь были осуществлены захоронения бойцов 62 армии, в декабре 1942 г – январе 1943 г. погибших и умерших в полевом госпитале, располагавшемся в здании местной школы. На месте старого памятника 18 июня 1959 г. был возведен новый обелиск. В 1964 г. Братская могила была реконструирована. На могиле установили железобетонный памятник, на мраморной плите лицевой грани которого, размещен текст «Вечная память героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей социалистической Родины в годы гражданской войны 1918−20г.г. и в годы Великой Отечественной войны 1941−45 гг». По сведениям военкомата в могиле захоронено 76 воинов, погибших в 1942−43 г. г. Известны данные 3 красноармейцев 62 армии: лейтенант Волобуев И. С., 1918 г. р., убит 25 января 1943 г., рядовой Ког (ч)анин Петр Иванович, убит 13 сентября 1942 г., Фофанов А. С., 1916 г.р., убит 8 января 1943 г. В 2013 году в рамках ведомственной целевой программы «Обеспечение сохранности и ремонт военно-мемориальных объектов на территории Воронежской области в 2013-2015 годах» был произведен ремонт воинского захоронения.

2. Мемориал «Родина мать». »Его возведение началось в 1988 году (автор – скульптор Грищенко В. И..). В последующие годы учащиеся школы участвовали в подворном обходе всех семей сельского Совета с целью создания полного списка земляков, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Фамилии этих односельчан высечены на мраморных плитах мемориала. Памятник открыт в 1993 г. В 2020 году в рамках проектов тос ТОС «Центральный» осуществил ремонт Стены плача. Теперь на гранитных плитах высечены имена всех, кто ушел на фронт, им тех кто погиб, и тех , кто вернулся восстанавливать родное село.

3. Памятник Войну Освободителю. Памятник «Воину-Победителю» , именуемы Памятник неизвестному солдату ,открыт к 20-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне – 9 мая 1965 г. Идея возведения этого памятника связана с желанием жителей села выразить дань благодарности землякам – участникам Великой Отечественной войны: погибшим и пришедшим с войны живыми. Учащимися школы в том же году вокруг памятника был разбит парк из тополей и берез.

4. Братское захоронение в урочище Рогов

. 5. Два воинских захоронения на гражданском кладбище В 2020 году за счет средств депутатов Воронежской областной Думы Трибунского С.И. и Пинкевича С.Н. установлены памятники на безымянных могилах

Более ранние памятники архитектуры.

1. Усадьба помещика Урсула стилизованная на современный лад после ремонта (ныне здание поликлиники). 2. Полуразрушенное здание ИЗБЫ-ЧИТАЛЬНИ, в которой располагалась долгое время поликлиника. 3. В старом здании сельской библиотеки располагалось ВОЛОСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, а в подвале здания находился трактир.(Это здание до наших дней сохранилось). 4. ПОСТОЯЛЫЙ ДВОР (ныне здание ветучастка.) 5. НЕМЕЦКОЕ КЛАДБИЩЕ, где захоронены основатели и владельцы 2-х мельниц на реке Толучеевка (мельницы до настоящего времени, к сожалению, не сохранились) 6. Здание Земской школы. 7. Здание церковно - приходской школы.

Памятник природы. Наши СТЕПНЫЕ МЕЛОВЫЕ СКЛОНЫ являются памятником природы и охраняются на уровне области. Исторический материал предоставила учитель истории и краевед Шевцова Ольга Петровна.

Поэты нашего села. 1. Зинченко(Середина) Лидия Михайловна 2. Вышегородцева(Ангелова) Александра Ивановна 3. Ивашко Радомир Васильевич (прозаик) 4. Полумеев Владимир Иванович 5. Трофименко Людмила Васильевна 6. Костюченко Алексей Васильевич 7. Клименко Екатерина Андреевна 8. Малеванный Владимир Иванович 9. Островерхов Иван 10. Шилов Павел Васильевич 11. Шулекина Любовь Николаевна 12. Середин Анатолий Семёнович 13. Кривошлыков Александр Владимирович 14. Харитонова Лидия Ивановна

Знаменитые люди.

Почетные жители Старой Меловой

1. Кривошлыков Николай Иванович Уроженец села Старая Меловая, бывший генеральный директор «Атоммашэкспорт», г,Волгодонск, награжден премией «Российский национальный олимп»; имеет звание «Почетный машиностроитель», «Ветеран труда», «Почетный житель г. Волгодонска», награжден знаками «За заслуги перед атомной отраслью 3 степени» и «75 лет Ростовской области»;

2. Ангелова Анастасия Яковлевна Бывшая доярка колхоза «Дружба», награждена медалью «За доблестный труд», орденами Ленина и Октябрьской Революции

НАША ГОРДОСТЬ: 

1. Клименко Екатерина Андреевна – уроженка села Старая Меловая, директор детского дома г.Бийск, Алтайского края, герой Социалистического труда

2. Щербаков Владимир Митрофанович – уроженец села Старая Меловая, доктор медицинских наук, автор 27 научных работ.

3. Слюсарев Виталий Леонидович - уроженец села Старая Меловая, кандидат физико-математических наук

4. Слюсарева Анна Петровна – «Заслуженный работник торговли», награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени , орденом «Знак почета»

5. Рассказова Феодосья Григорьевна – награждена орденом «Знак почета», Трудового Красного Знамени

6. Ракитянский Андрей Иванович - награжден орденом «Знак почета», Трудового Красного Знамени

7. Шевцов Михаил Иванович – награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд»

8. Кравченко Таисия Родионовна – «Заслуженный врач РСФСР», награждена медалью «За трудовую доблесть»

9. Кравченко Виктор Иванович – награжден орденом «Знак почета» и орденом Ленина.

10. Димитренко Иван Павлович – ракетостроитель, лауреат Государственной премии СССР, «Почетный машиностроитель РФ», кавалер ордена Трудового Красного Знамени.

11. Воскобойников Владимир Иванович – доктор медицинских наук, профессор

12. Урсул Алексей Иванович – депутат 3 Государственной Думы (1907 год)

13. Кривошлыков Михаил Михайлович – бывший главный редактор районной газеты «Родное Придонье», член Союза журналистов России.

Награждены орденом Трудового Красного Знамени 1. Кривошлыков Иван Никитович – 2 ордена 2. Кривошлыков Николай Иванович 3. Ильченко Василий Яковлевич 4. Новоковская Екатерина Васильевна 5. Полумеев Федор Митрофанович 6. Шевцов Михаил Алексеевич 7. Калимбетов Иван Сергеевич 8. Колтунов Сергей Михайлович 9. Клименко Николай Петрович 10. Доброскокин Иван Стефанович 11. Полумеева Евдокия Яковлевна 12. Панченко Иван Гаврилович

Награждены орденом «Знак почета» 1. Щербакова Александра Григорьевна 2 Радченко Николай Тарасович 3. Полумеева Анна Андреевна 4. Мельников Василий Алексеевич 5. Лемешкина Николай Григорьевич 6. Ракитянская Анастасия Ивановна 7. Ярышенко Антонина Ивановна 8. Колтунов Василий Мартынович 9. Мельников Василий Николаевич 10. Шилов Иван Иванович 11. Чередникова Мария Алексеевна 12. Разумный Василий Николаевич 13. Долудина Мария Артемовна 14. Гайдина Мария Захаровна 15. Бабакова Елена Митрофановна 16. Шевцов Иван Александрович

Награждены орденом Трудовой славы 3 степени 1. Красненко Марфа Карповна 2. Щербакова Анна Трофимовна 3. Шилова Анастасия Николаевна 4. Феденко Иван Никитович

Хутор Индычий

Хотя в официальных записях хутор упоминается с 1725 года, но жизнь здесь началась раньше. В XV веке здесь было Дикое поле, но уже тогда существовал Муромский шлях, по которому путешественники добирались от севера к югу. Дорога была оживлённой и привлекала к себе много разбойного люда. В Дубраве (в Пановом лесу) поселилась такая банда из 68 человек. Они укрывались под кронами дубравы, нападали на проезжающих по трактам, которые проходили по обоим окраинам леса. Награбленное прятали только в известных им местах. Из поколения в поколение рассказы об этих кладах, спрятанных якобы в глубоких колодцах, будоражили умы людей. Многие пытались найти эти сокровища, но все попытки были тщетны. После себя оставили первые «поселенцы» много тайн и страшных рассказов о злодеях. После многочисленных челобитных сюда прибыли государственные военные отряды, под натиском которых разбойники оставили эти места.

 Хутор наш начал существование с нескольких дворов из беглых курских крепостных. Они построили деревянные избы с маленьким окошком, топились по черному. В лесу было много дичи, в реке Толучеевке в изобилии была рыба, много бобров. Это позволяло прокормить семьи. Река и заливные луга способствовали разведению птицы и скота. Река же и защищала от посторонних, поэтому село постепенно разрасталось. Население его не насчитывало 100 человек, поэтому школы и церкви в хуторе не было. По государственным бумагам значится, что в 1725 году из слободы Старая Меловая на новое место было отселено несколько семей. К этому году население составило 200 человек в 120 домах.

 К северу от Индычьего образовался хутор Гусынка (15 душ и 7 дворов) и хутор Чичерин из 6 хат и 17 жителей. Наш хутор находится в 7 км от Старомеловатского сельского совета, в 19 км от Петропавловки, 25 км от станции Калач.

Селяне выращивали и поставляли большое количество продукции из птицы (индюков и гусей). Работало 7 птицебоен. Мясо птицы, пух отправляли даже за границу. В Англии и Франции высоко ценилась и продукция, и пух из нашего малого хутора. С этим связано и название Индычий.

Есть альтернативная версия: «Раньше на месте села жили разбойники. Главный из них был поп – Индык. Разбойники построили дом. Потом стали строить другие дома. Так и стал хутор называться Индычий. Пахотных угодий было не много, поэтому хутора были небольшие. Государственной школы не было по – прежнему, но помог случай. После войны с турками возвратился в Индычий , который в армии служил денщиком у генерала. Он был взят в денщики за смекалку, расторопность, но оказался совершенно безграмотным. Генерал поручил полковому священнику научить солдата грамоте. Дмитрий Савельевич организовал обучение деревенских детей в количестве 30 человек. Обучение проходило на дому в зимние месяцы. Денег за обучение учитель не брал, мужики расплачивались продуктами за обучение детей. Этот человек дал начало новой грамотной жизни на селе и оставил о себе светлые воспоминания. Один из его учеников, , выучился даже на врача.

 В середине XIX века Ковяр Босый организовал людей в помощь монахам рыть пещеру в меловой горе. Внутри были выдолбаны большие комнаты, многочисленные ходы, была даже конюшня. После того как пещеру освятил священник из Киева, которого специально привозили для этой миссии, в ней поселилось 12 монахов. Местные жители эту гору стали называть священной. Монахи проводили жизнь в молитвах, земель своих не имели, еду им приносили крестьяне, а иногда они в трудные времена проводили сборы подворно сами. Сейчас можно увидеть в пещере полуразрушенные комнаты, вход в неё частично обрушен, поэтому находиться внутри опасно. К 1910 году население хутора удвоилось. Появилась водяная мельница, хозяйкой её была Бельчиха с 3-мя сыновьями. У них было много земли, лугов, на реке делали плотину, следили за постоянным уровнем воды в реке. Старожилы вспоминают о Бельчихе по – хорошему, она молола муку и богатым и бедным, была милосердна.

 После революции была раскулачена, доживала последние годы у сестры в Калаче. Советская власть была установлена в 1919 году. С 19 мая 1925 года образован Индычанский сельский совет. В 1927 году 21 марта организованна сельхозартель «Заря». Уполномоченным её был . Артель получила наделы земли, трактор, объединила инвентарь единоличников. Первые члены насчитывали 28 человек, включая и детей. С трудоспособного члена артели взималось по 5 руб. и вступительный взнос 50 коп.. Управление артелью возлагалось на общее собрание. Устав её зарегистрирован в Калачеевском кредитном товариществе. Но артель просуществовала год. После организовали Индычанско – Гусынское общество. В этом деле участвовал председатель Старомеловатского сельского совета. В 1928 году образован почтовый стан, школа с одним учителем. Хутор начал существование с нескольких дворов из беглых курских крепостных.

 В 1725 году из соседней слободы Старая Меловая на новое место было отселено ещё несколько семей. В итоге население Индычего составило 200 человек в 120 избах. В 1928 году в хуторе было 126 домовых хозяйств и 643 жителя.

 Слева от ДК раскинулось сельское кладбище и обелиск односельчанам, не вернувшимся с войны. Индычий не испытал оккупацию, но бои шли совсем рядом. Женское население было занято на рытье окопов в прифронтовой полосе. Вся мужская работа в колхозе легла на плечи женщин, стариков и детей. На войну с фашистами ушло 232 человек, 136 из которых не вернулось. Имена всех увековечены на Стене плача, отреставрированной в 2020 году.

ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ ХУТОРА ИНДЫЧИЙ

1. Слепых Иван Федорович – участник Вов, полный кавалер орденов Славы, в мирное время награжден медалью «За доблестный труд»

2. Пивоваров Степан Михайлович – орден Отечественной войны, два ордена Красной Звезды, орден Славы 3 степени, множество медалей 3. Гончаров Митрофан Тимофеевич – кавалер ордена Красной Звезды, медалей «За отвагу», «За боевые заслуги»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie